понедельник, 31 января 2011 г.

Назарбаев объявил досрочные президентские выборы

«Я принял решение не проводить референдум. Вместо разделяющего нас выбора – или референдум, или выборы – предлагаю объединяющую всех нас форму, которая учитывает волю нашего народа, приверженность демократическим принципам. Я вношу предложение о проведении досрочных выборов президента, несмотря на то, что этим почти на два года сокращается срок моих нынешних полномочий» президент республики Казахстан Нурсултан Назарбаев.
Досрочные выборы могут пройти в Казахстане уже в ближайшие три месяца. 
 Таким образом, Назарбаев поддержал решение Конституционного суда о признании незаконным проведение референдума по продлению президентских полномочий до 2020 года. Ранее предполагалось, что выборы в Казахстане пройдут в 2012 году. Сегодня Назарбаев сказал, что как первый демократически избранный президент он руководствуется исключительно высшими интересами страны. При этом инициативу о проведении референдума он назвал «уроком, который преподнесла сама жизнь».
Назарбаеву 70 лет, он находится у власти уже более 20 лет.

Поправки в Конституцию, предусматривающие возможность продления полномочий президента на референдуме и закрепление за первым президентом республики статуса «Ел басы» (Лидер нации), были приняты парламентом, 14 января. В свою очередь президент Казахстана Нурсултан Назарбаев подал в Конституционный суд обращение о проверке на предмет соответствия конституции данных поправок. Ранее парламент Казахстана обратился к президенту с предложением вынести на республиканский референдум вопрос о внесении изменения в конституцию страны, предусматривающего возможность продления полномочий первого президента на референдуме. Назарбаев своим указом отклонил данное предложение.
Утром 31 января 2011 г. стало известно, что Конституционный суд Казахстана признал не соответствующими конституции принятые парламентом поправки в основной закон, касающиеся назначения референдума по продлению полномочий президента Назарбаева до конца 2020 года. Решение огласил председатель Конституционного суда:
«Решение принято по причине неточности формулировок. Конституция определяет республиканский референдум как форму непосредственного осуществления народом своей власти и демократический метод решения особо важных вопросов государственной жизни, следовательно, это может быть и вопрос о продлении президентских полномочий первого президента. Норма данного закона, предусматривающая продление полномочий президента, изложена юридически не корректно. Не усматривается, на какой срок могут быть продлены президентские полномочия первого президента Казахстана, не ясно, будет ли такое продление носить разовый или неоднократный характер, либо предполагать полный отказ от выборов главы государства. Нечёткость изложения данной конституционной нормы на практике может повлечь дисбаланс государственных и общественных институтов, предусмотренных конституцией. Поэтому можно констатировать, что сомнения президента страны в конституционности принятого закона оказались вполне обоснованы. Конституционный совет признал этот закон не соответствующим конституции. Признанный не соответствующим Конституции Казахстана закон «О внесении изменений и дополнений в Конституцию Казахстана», принятый парламентом 14 января 2011 года, не может быть подписан и введён в действие. Постановление вступает в силу со дня его принятия и обжалованию не полежит. Но по конституции президент вправе в течение месяца внести возражение на постановление. Таким образом, последнее слово о судьбе референдума может сказать президент».

По мнению политологов президенту Казахстана важно доказать, что он имеет не только формальную, но и реальную поддержку со стороны населения.
Директор Группы оценки рисков Досым Сатпаев так прокомментировал сложившуюся ситуацию:
«Инициатива в Усть-Каменогорске (о референдуме) – это были пробные шары. Запустили пробный шар с инициаторами референдума, внимательно посмотрели на реакцию внутри страны и международного сообщества. У главы государства было время, чтобы взвесить все плюсы и минусы, и принять наиболее оптимальное решение с точки зрения политической репутации. Партия Нур Отан, Ассамблея Народов Казахстана, парламент, все они однозначно высказывались за референдум, теперь будет интересно посмотреть. Это будет в очередной раз говорить о том, что все действующие в Казахстане политические институты из себя ничего не представляют и в Казахстане окончательное решении принимает Глава Государства, а все остальные играют роль массовки. Это будет доказательством того, что в Казахстане из всех действующих политических институтов есть только один реальный – это президентский, вертикаль во главе с президентом».

Один из лидеров казахстанской оппозиции Мухтар Шаханов убеждён, что принятие закона о референдуме и проведение его экспертизы в Конституционном суде по представлению президента было инициировано лишь с одной целью – распустить парламент.
«Роспуск парламента был бы логичным шагом со стороны президента. В этом случае, когда парламент предлагает поправки в противоречие Конституции, логичен был бы такой шаг. Хотя, если все было инициировано администрацией президента для того, чтобы изучить волю, настроение народа, и парламент сыграл свою роль в этом спектакле, то роспуска может и не последовать».

Сам Назарбаев, выступая на совместном заседании палат парламента с ежегодным обращением к народу Казахстана, заявил, что намерен работать «столько, сколько позволят», если у него будут здоровье и силы, если будет единодушная поддержка народа. Советник президента Назарбаева Ермухамет Ертысбаев во время пресс-конференции подчеркнул, что президент «полностью отказался от идеи проведения референдума. Он пойдет только на выборы, потому что это его жизненная позиция».

Другие статьи >>>

1 комментарий: